
Последнее время среди грустных или элегических воспоминаний о бабушках вдруг всплывает этакая гордая струя метамемуаров - рассказов о том, как твой типа предок героически воевал на полях сражений.
Извините. Я понимаю, когда человек пишет о страданиях и жизненных невзгодах - это объективно, потому что будь ваша бабушка хоть Василиса Премудрая, хоть Елена Прекрасная, а если каким-нибудь властям не угодило её этническое или социальное происхождение, так и всё. Даже если эта бабушка на самом деле была в молодости та ещё стерва, или ещё чего-нибудь, её страдания объективны, как объективна и характеристика тех гадов, что её мучили. Поэтому наше сострадание здесь будет объективно, независимо от личности пострадавшей. Да даже если она комиссар. Комиссара когда расстреливают, так ведь и комиссара жалко. Извините пожалуйста.
Но когда нам рассказывают, как такой-то предок героически стражался там-то и там-то, то я, представьте, как-то не всегда так уж очень верю. Ну смотрите - даже из первых рук такие рассказы обычно состоят из хвастовства. Ни одна же собака прилюдно не будет излагать содержание такой типа известной пропагандистской телеграммы из Праги 1968 года: "я на своём танке разрушил 10 домов, задавил 12 женщин и 25 детей, а также уничтожил 40 памятников, тчк, твой иванушка" - нет! Такое нам никто никогда не скажет. Даже если воевал ваш папа в спецвойсках НКВД, обеспечивавших неотступление Героической Красной Армии, или и вовсе охранял ужасных, страшных фашистов-троцкистов, которых пришлось уничтожить, когда их хозяева подошли слишком близко к Москве; даже если он героически, в условиях бомбёжек и отсутствия питьевой воды, днём и ночью заваривал чаёк товарищу генералу - вам этого никогда не расскажут. А будут одни героические подвиги.
Теперь добавьте к этому энтузиазм слушающих эти телеги потомков. Кто-то будет пересказывать откровенные рассказы воина о том, что, мол, вошли в немецкий городок, всё чистенькое, нетронутое, красота - а через две недели городок лежал практически в руинах? Я, скажем, такой рассказ от воина сам слышал, но его сын вряд ли это перескажет. Он лучше что-нибудь такое, как папа на краснознамённом танке первым ворвался в городок. И будет ждать аплодисментов, как будто это он сам там на танке, в виде ангелочка, что ли, въехал в немецкий городок.
Вообще, удивительная вещь, эта причастность потомков к достижениям предков. Знаю человека, который гордится тем, что его прадедушка а) изобрёл какой-то особый пулемёт, и б) скрыл своё дворянское происхождение в 20-е, когда вступал в партию. Казалось бы, если человек гордится, то чего от него можно ждать? Так, по идее? Что он будет тебе врать, а потом придумает ещё какое-нибудь новое средство убивать людей.
И где потомки тех героических воинов, которые шли штурмовать Будапешт в 56-м, Прагу в 68-м, Тбилиси и Вильнюс в 89-м? Странно... даже победы Суворова в Польше как-то не афишируются, всё больше его итальянская кампания. "Противоречивая фигура", вроде Андропова.
Вот поэтому-то мне почему-то гораздо ближе рассказы о рвах, где остались все родственники. Хотя моих родственников там, в рвах, нет. Но эти рассказы я понимаю. А про героические прорывы - не понимаю. В смысле - понимаю... но не верю я этому ничему такому.
Да ведь и хрен с ними, в общем-то.