Это типа до обеда что было.
Мы пошли в виллу Колонна. Туда только по субботам с утра пускают.
Колонна - это династия такая, с 13-го примерно века.

Вилла, потому что на дворец якобы не тянет. Занимает целый квартал на Квиринальском холме. По периметру первый этаж сдается всяким лавочкам; а большая часть помещений сдается под офисы.
За 25 баксов с носа мы осмотрели жилые помещения этих принцев, и галерею. Водят под присмотром; у каждой двери стоит прислуга (только что не в ливреях; ливреи закочились в 80-е).
Немножко фоточек запощу попозже.
В некоторых жилых помещениях пол выложен мрамором из древнего Рима. Потому что фамилия-то с 13-го века, а династия с 10-го, так что они просто сохранили наследие. Спасли от вестготов, например.
В жилых помещения что, фотографии нынешней принцессы, Изабеллы, ее сына (он сейчас в Болонье, что ли, музеем заведует). Принцесса живет на втором этаже, показали в окно, где. Такая бабушка в стиле Елизаветы. Нет, ее лично не показали.
На этаже, где галерея, повольнее; хоть в каждой двери и стоит прислуга, но ходить можно. Огромные залы, масса картин, развешанных не по-музейному, а по-домашнему. Портреты римских пап и кардиналов из числа членов семьи.
Экскурсоводов с английским я не дождался, пошел с француженкой. Ну так минут за десять примерно пробивает, и начинаешь понимать. Конечно, французская экскурсия - это про человеческий фактор. Посмотрите, какой наряд, посмотрите, как он руку держит. А вот эта, Мария Медичи, племянница Мазарини, была любовницей Луи 14-го, потом ее выдали замуж за Колонну; она плакала, но привыкла.
А вот картина Страшного Суда. На первом плане глава семьи вылазит из гроба, из другого вылазит его супруга, а из следующего - их дочь.
В лестнице ямка и лежит ядро - это в 1849-м, когда революция была, революционеры с холма Джанкола шарахнули (из Авроры); ядро так в ямке и оставили, в назидание потомству.
Конечно, очумели, утомились, пошли в Трастеверье обедать, в Остерию "Зимбардо". Там нас хоть и спросили, зарезервировано ли у нас, но обслужили. Обедать вообще нужно всегда ходить в Трастеверье, там еда о! О!
Я ел грибной суп с каштанами.
Это шедевр.
Опять уже хочу.
Подруга ела телятинку; я же телятинку не ем, из принципиальных соображений. Как Лена Бершадская научила, 15 лет назад, так и все.
Ну и вино там у них классное; как всегда меццо-литро раскатали.
Сидели снаружи: сегодня теплынь. Ресторан забит, местными; все всех знают (возможно, тоже последние лет пятьсот). За соседним столом сидели русские, поэтому мы по-английски (да по-итальянски) с подругой. Но все равно русская почему-то взяла и сфотографировала меня. Ау, тут кто в Риме? А мужик ейный оглянулся. Конечно, я понимаю, я языком мету... но все же, но все же.
Просидели там часа так полтора, рассуждая про то про се, что надо сюда будет опять вернуться, если чо.
Если вас интересуют цены, все это было 45 евро.
Вернулись домой, очухались, подзарядили телефон, пошли в следующий дворец, Doria Pamphilj. Уже почти темно было, когда пришли.
В этом дворце в жилые комнаты не пускают (завтра пойдем), но в галерею конечно.
В галерее понавешано всех подряд; и Брейгель, и Тициан, и Филиппо Липпи, и Бернини, и Караваджо. Но дали телефоны с пояснениями, так что нам все рассказали.
Ведущий - владелец дворца, и всех этих шедевров. Так и говорит о предыдущих поколениях, мол, вот эта пра-пра-...бабушка, она всеми тут вертела в Риме, к ней послы первыми шли; она посетовала Ватикану, что неэтично церкви брать налоги с борделей - и поручили это дело ей; на тех борделях, которых слишком беспокоила полиция, повесили щиты с гербом Памфильи.
Ну и там... "а вот моя тетя... а вот моя мама..." По-домашнему, короче; нам не понять. Здесь же не было революции.
Одна красотка сама по себе была богата; вышла замуж сначала за Боргезе (в 16 лет); привела там хозяйство в порядок - но Боргезе помер, ей было 26, и она вышла еще раз замуж, за Памфильи; тут вся семья Памфильи была против, тем более, что жених был кардиналом; но он бросил свое кардинальство, и таки женился. Помирились. А в результате две коллекции были объединены. Кстати, и дома рядом стояли; так что проделали двери, ну и вот, теперь этот дворец в два раза больше.
Папа Иннокентий X - гордость семьи. И так его изобразят, и так. И Бернини, и Веласкес.
Вот мы до закрытия и бродили. Картинки отдельно. Завтра, кстати, еще пойдем, к десяти, там экскурсия.
Домой пришли... нет, еще в магазин зашли. Там не было, как в прошлый раз, пафосной бабушки в тиаре и с большой косой, по имени Чичи, которая загораживала всем дорогу - так что мы быстро закупились колбасой, молоком и всякими там пельменями, и пошли домой. Но есть ничего не хотели.
Так, ванна, дыбр, спать.
Ну в смысле, надо же еще итальянский сделать. Вчера я уже в полубессознательном состоянии эти пять уроков запихивал себе в уши.