Dec. 11th, 2018

juan_gandhi: (Default)
Конечно, самым таким сюрпризом в начале 61-го года явилась денежная реформа. Старые бумажки, формата портрет, как при царе, заменили узкими листочками, формата доллар. Конечно, все те же "бир манат, бир сум, бир сом, адзин рубель". И все те же стандартные цвета, десятка красненькая (как и у Толстого в "Воскресении"), зеленая треха...

Хлеб подорожал - с 1.45 вырос до 15 копеек. Но потом быстренько откатили, и раб судьбу благословил, стало по 14 копеек. Но все равно к Хрущеву иронично относились, хоть ты что делай.

Спички подорожали с 8 копеек по-старому до одной по новому. Медные монетки зато остались в том же номинале, и если у вас был килограмм копеек, то он не удешевился до ста грамм, а так и остался килограммом копеек.

Да, собственно, нам-то что было, так, теория. Мы ж не зарабатывали.

Зимой были каникулы, и я их по большей части проводил на Арбуме, с Лидкой, Любкой и Надькой бегали туда-сюда, катались на санках, ходили на свалку. Свалка это о! При комбинате открылась мебельная фабрика, и все обрезки и неликвиды сваливали на свалку на болоте, по дороге в Мечку. Дорога была тогда грунтовка, засыпанная всяким мусором. Снится мне до сих пор эта дорога и этот лес, через который она идет.

После каникул в школе Евгения Михайловна задала написать сочинение. Я, конечно, написал, как был на Арбуме, и как мы каждый день ходили на свалку; даже нарисовал себя, в шапке ушанке, в рукавицах, с какой-то ножкой от стула, торжественно поднятой, на вершине кучи на свалке. Было хорошо; я понимал, что учительница на это смотрит на все почти с зубной болью, но что мы тут поделаем, мы народ вольный, а она интеллигенция.

Зато я учился играть в шашки. Сосед из дома номер десять, Иван Савватьевич, он к нам подозрительно часто захаживал, и когда я был дома, то играл со мной в шашки и в поддавки. У него дочь была типа чемпионкой по шашкам, так что и он меня уделывал. Научил загонять дамку в туалет. Но поддавки круче игра, там такие комбинации. Как в быстрых нардах (ну это потом, нарды). Я, конечно, Ивана Савватьевича не любил, да плюс еще его ироничное ко мне отношение. Но играть не отказывался.

Ну это все фигня; а вот что было главное. Второе полугодие мы ходили во вторую смену, так что в 11:40 я был дома, 12-го апреля, и по радио Объявили про Гагарина. Ну это был праздник! Один из лучших в жизни. Я сидел, не двигаясь, у радио, потом карандашом на задней стене шкафа записал дату и время великого события. Это ж мы современники новой эры. Это было прекрасно. Жаль только, кроме меня больше никто вокруг не понимал, ни дома, ни в школе. Для них все это было "коробочка летает". 

22-го апреля положено было вступать в третьем классе в пионеры. Но мы с Ленькой были недостаточно хороши для такой чести. Шутили много. Так-то нам и в голову не приходило, например, мотать уроки. Да у нас почти никто этого не делал, мотать уроки, ну разве выгонят из класса за громкий смех да за разговорчики. Ну и вот, и нас не приняли. Еще кого-то не приняли, наверно, Губинского. Губинский был странный. Вот он не особо-то и приходил на уроки. Так, иногда заглядывал.



Так год и прошел, потом лето по месту жительства. У меня был велик, трехколесный, на котором я умудрился навернуться. Как? Да переднее колесо застряло между досок мостовой, ну и перевернулся. Потом уже этот велик преобразили в двухколесный, но это тоже требовало времени научиться. Хорошо у нас один участок дороги шел под гору, и там педали крутить не надо, просто катишься. Там и учился.




Четвертый класс - это уже серьезно, конечно. Добавили уроки истории СССР; там какие-то всякие вещи про первобытных людей, про Древнюю Русь, про татаро-монголов, про Куликово поле, про Ледовое побоище, про нашествие французов, про революцию, про подъем хозяйства, и про Великую Отечественную, ну и дальнейший подъем хозяйства. Все завершалось химизацией народного хозяйства и торжеством кукурузы, королевы полей. По радио рекламировали гагачий пух; но смысл выражения "гагачипух" до меня дошел только очень много лет спустя.

А, и мы выписали "Пионерскую Правду", и я теперь был дома маленький большевичок; на меня никто в этом смысле внимания не обращал, но и в церковь не звали. И меня коробило, что бабушка называет радио "радево". Раньше-то и я говорил "радево", но теперь не, грамотный стал. 

Конечно, в четвертом классе я и чувствовал себя, да и все мы, уже такими, серьезными. Металлолом и макулатуру собирали с энтузиазмом, как большие.

А к концу года из Москвы пришла еще одна благая весть. КПСС объявила, что мы теперь будем строить коммунизм, и уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Я, конечно, понимал, что бабушке, наверно, не дожить, но мы-то с мамой насладимся бесплатными плодами победы коммунизма. По радио так и пели - "мы будем жить при коммунизме!" Кругом наразвешивали плакатов, где супермены в рабочих спецовках, с гаечным ключом, в кепках, уже как бы живут в коммунизме, и нам надо за ними поспевать. Счастье так возможно, так близко.

Profile

juan_gandhi: (Default)
Juan-Carlos Gandhi

November 2025

S M T W T F S
       1
23456 7 8
9 1011 12 1314 15
16171819 20 2122
23 24 252627 28 29
30      

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Nov. 30th, 2025 10:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios