а вот была такая борьба
Nov. 6th, 2021 12:31 pmЯ родился в СССР и много лет там прожил, и не верил, что это вообще когда-нибудь кончится. Так что с советской культурой был, в общем-то знаком, но не скажу, чтоб я ее понимал.
Вот была такая "борьба с мещанством". Началась она хз когда. Уже Павка Корчагин возмущался шторами и вилками, и в порядке мести трахнул дочку какого-то матерого мещанина, у которого он на халяву проживал. Маяковский относился ко всему этому мещанству с боевой иронией - "в квартире, густо унавоженной бытом, сами собой выросли кактусы". Керосинки на кухне были частью этого проклятого быта, от которого, по идее, советская власть должна была избавить женщину. И от детей тоже, потому что ведь из-за детей все это и заводится - пеленки, посуда, еда вообще. Сами-то советские люди вполне могли и без хавчика перекантоваться - как у Островского комсомольцы устраивали комсомольские вечеринки без еды и питья (не уверен насчет опиума).
Но это ладно, это был полувоенный коммунизм, который прекратился, когда оказалось, что буржуи денег взаймы не дают, если предыдущие долги не признают. Но борьба с мещанством не прекратилась. Она продолжалась все годы, практически закончившись только со смертью Брежнева.К мещанству относились не только порядок на кухне да выглаженные брюки (тут имеет смысл вспомнить "Мартина Идена", где противопоставлялись пролетарские брюки с протертыми коленями и буржуазные, со стрелочками), но и разные произведения культуры. Например, песня "Черный Кот". Ну т.к. борьба была непрерывной, то в мещане были записаны и Зощенко, и Ахматова, и Шостакович, и вообще все талантливые люди, чьи произведения были непонятны невежественным хамам из обкомов партии.
Так вот, понятно, что партии нужно было, чтобы рабы не воображали себя свободными людьми с независимыми вкусами. Рабам дадены были народные песни, не про ромашки, которые спрятались, а про колхозы и про достижения промышленности ("ЛЭП-500 не простая линия").
Но рабы-то почто клевали на это все? Ведь среди как бы "прогрессивного" студенчества, типа таких, что покультурнее, что ходят даже в филармонию, ненависть к мещанству зашкаливала (по себе помню). Это что ж такое, что-то вроде самопроизвольного хунвейбинства? Я помню, у меня было какое-то двойственное отношение - с одной стороны, я всех этих теток с золотыми украшениями, с ограниченным словарем, с нелепыми мнениями обо всем, с полным отсутствием вкуса практически ненавидел, а с другой стороны, не понимал, что этим партпропагандистам сделали песни про ромашки, про кота, про защитну гимнастерку, про санный след, про белые снеги (Есенин вообще был в каком-то особом положении, с одной стороны он якобы крестьянский сын из глухой деревни, с другой, пошлые у него стихи, не зовут на стройки коммунизма).
Сейчас мне так кажется, что вся эта борьба была чисто чтобы отобрать у людей то, что им дорого, чтоб они с мрачными рожами в понедельник рано утром шли на свой завод и не выебывались. Но все равно загадочно.
Так что, считайте, я тут философствую.
Конечно, хунвейбинство - это свойство любого общества. Это нормально. Посмотрите на софтверные компании, например. О боже мой...