На Север - 21
Oct. 15th, 2005 10:55 amпонедельник, 15 августа 2005 г.
7 утра. Выпало немножко росы, но особо холодно не было, и тумана нет. Быстренько собрались, в 7:40 выехали. Вдоль дороги туманы, над головой облака плывут, цепляются за вершины заснеженных гор. А может такое быть, что там снег идёт? Не знаем, не знаем.
Мы едем через Анкоридж; облака всё гуще – обычное низко нависающее северное небо.
За Анкориджем начинаются горы, между которыми течёт река Матануска.
А, опять об именах. Которые на «на» кончаются, у них корень бывает самый странный. Солдатна, Мендельна, Слана. Мне уже даже кажется, что и в названиях русских северных рек – Лена, Сухона, Двина – это самое «на» из тех же языков. Это если люди в Америку шли северным путём – они и назвали.
(Добавление. В эвенкийском языке река "на"; и где-то в соседних - "нга" (Хатанга, Печенга).)
Река внизу; дорога поднимается под облака, и в конце концов оказывается напротив широкого языка ледника Матануска. Остановились, поели малины с кустов.
Дальше перевал, а потом дорога выполаживается, и идёт большей частью по тундре, между хилых ёлочек на мерзлоте. Иногда попадаются и леса, в низинках.
Облака остались сзади, в прибрежной зоне, и над тайгой опять безоблачное небо. Кое-где дымок от пожара.
В два остановились на стояночке (picnic area) у ручья пообедать да палатку посушить, и прообедали до трёх. Барбекью, с пшёнкой, кускус по-местному... Неплохой обед: пара свежих говяжьих отбивных, мне well done, ей over mediim. Прилетели две заразы, вроде наших голубых сорок, но эти больше похожи на галок. Я им пробовал дать шкурку от дыни, но эти птицы не вегетарианские. На Ульянку напали, чуть когтями не вырвали кусок мяса из рук. Ну, не из рук, конечно, мы не настолько ещё одичали, а с вилки. Пока я посуду собирал, они выклевали все остатки кускуса из тарелки.
Посуду я помыл в ручье, и мы поехали дальше. Вот и город Ток, перекрёсток Первой и Второй дороги; здесь мы уже были. Едем по знакомым местам. Как обратная перемотка, в ускоренном темпе.
В небольшом индейском посёлке Northway зашли в магазин за мороженым.
(Отступление про Northway. Поселок назван в честь вождя Walter Northway (1876-1983), который в свою очередь взял себе имя в честь капитана, плававшего по реке Танана. Оригинальное название поселка - Naabia Niign, что означает «Наша Деревня У Реки»; в 1940-м посёлок был переименован и перенесён от реки к дороге. Перенос был связан с тем, что в двух милях от дороги была построена взлётно-посадочная полоса, где садились для заправки самолёты, летавшие между США и Россией во время Второй Мировой Войны Что ещё раз подтверждает теорию Виктора Суворова о том, что всё было продумано заранее, а также теорию о Рузвельтовском Плане из Семи Пунктов. Нынче посёлок славится своими берестяными туесками.)
Мороженое-то не взяли, оно слишком много раз таяло; взяли кофе и вдруг обнаружили шесть ящиков роскошных помидоров, roma tomatoes. Ульянка на них смотрела пораженно – выглядели помидоры лучше, чем в Калифорнии; и пошла спрашивать, почём. На её вопрос молодая атабаска-кассирша ответили с каменным лицом: 30 центов. 30 центов что? Фунт. Не понимаем. 30 центов штука? Фунт. Как так, у нас таких цен не бывает. Вы что их, здесь выращиваете? А вот, объясняет продавщица, мы не заказывали, а нам завезли. Да знамо дело, помидоры не являются традиционной едой атабасков, откуда бы им пришла в голову идея заказывать? Но по тридцать центов! А рыбы нету. Так что решили сегодня ужинать помидорами. У.Н. по этому случаю придумала блюдо: берёшь полбанки завтрака туриста, оставшегося от вчерашнего ужина; добавляешь полкастрюли пшенки, оставшейся от обеда; режешь туда помидоры, потом поливаешь всё итальянской подливой, уксус с extra virgin oil.
(Отступление про extra virgin oil. Мне кажется, это выражение, extra virgin, применимо только к Деве Марии. Extra Virgin Mary. В её случае это означает in-vitro insemination и кесарево. В остальных случаях звучит как-то подозрительно – ставит под сомнение virgin oil – was it used already? и просто растительное масло, которое, должно быть, многократно использовали, по сравнению с Extra Virgin. Ну или мусульманские террористы – разорвёт такого на части, и он попадает в рай, где встречает одну просто девственницу и 71 дополнительную девственницу, extra virgins… как пели в «Кавказской Пленнице», в песне «ты шо, офонарел»: «если б я был султан, был бы холостой».)
Просвистали американскую границу, не останавливаясь – некому даже ручкой помахать. Любопытно было бы заночевать на нейтральной полосе... ну это ладно. Через 20 миль Канадский погранпост. Приехали, никого нет. Надпись: «мы знаем, что вы здесь; не выходите из машины, мы подойдём». Пришла девушка, стала спрашивать: «откуда знакомы», «есть ли оружие, алкоголь, табак», «куда едете», «сколько дней будете в Канаде» – и опять обошлись гринкардами.
Проезжая Бобруйск, обратили внимание на Бобруйскую католическую церковь: сварена из двух больших железных бочек, одна побольше, другая поменьше. В принципе правильно; можно подумать, Бог ценит, если ты вбухал миллионы в строительство храма, вместо того, чтобы о душе заботиться. По католической аксиоматике, правда, деньги играют роль – согрешил, искупил – но неправильно это. Я знаю, как правильно. Правильно - это когда веришь в Бога бесплатно. По идее, для Бога наши деньги не более ценны, чем ракушки или листья осины; и то, что человек, демонстрируя свою религиозность, придаёт такое значение деньгам, унижает и человека, и его религию. Всё самое лучшее на земле – бесплатно.
Вечер; слева и справа озёра, и в них плавают лебеди. Если ещё добавить оленей на заднем плане, то получится картинка, к которой привык с детства, разглядывая коврик на спинке дивана. Олени, лебеди, озеро, горы, густой тёмный лес. Этот прекрасный канадский пейзаж в СССР был объявлен пошлостью. Мещанством. Как я понимаю, слова «мещанин», «буржуа» и «гражданин» означают одно и то же, но на разных языках. Как «республика», «демократия» и «власть народа».
Стали искать стоянку, уже восьмой час. Какое время в Юконе, мы так и не поняли; да неважно, завтра уже будем в Британской Колумбии, а там наше время.
До стоянки с Жозефом Брюно не доехали, далеко уже, поздно, да и Ульчата там мёрзнут – встали в лесочке у горы. Кругом черные ели, хорошие, высокие; грибов вот нету, и малины нету – зато много очень спелого шиповника. Хорошая канадская стоянка; дрова сухие еловые, толстые чурки, так что пришлось топором помахать. Зато костёр на славу. Ведь какой побочный эффект у того факта, что дрова на кемпграундах в Канаде бесплатны? а) Жжешь сколько хочешь; б) качество дров выше, так как никому не надо экономить и продавать что похуже, и подороже. Поэтому лежат под навесом сухие крепкие чурки – а в той же Аляске продают на дрова довольно сыроватую берёзу.
За день проехали 544 мили; всего на счётчике 4307.5 мили.
Пили у костра водку с клюквенным соком, ели кашу с помидорами и завтраком туриста.
Кстати, о Северном Пути. Когда пуритане припилили в Новую Англию, то над ними индейцы смеялись, что они не моются и воняют как скунсы. Индейцы мылись регулярно; у них же бани. Вот эти бани почему-то опять наводят на мысль, что индейцы Северным Путём пришли. Может быть, и в Китай, и в Юго-Восточную Азию люди пришли Северным Путём.
И ещё мысли перед сном, после водки. Вот для нас медведь – что-то вроде смешного доброго дедушки; в сказках люди постоянно с медведями тусуются. А не с волками. Волк – опасность, ухватит за бочок, утащит в лес. «Маугли» в русской сказке невозможно представить. И у литовцев локис – свой парень. А в Западно-Европейской культуре в центре – волк, Вольф; Вервольф. Мне кажется, нам не понять тёплых чувств немца по отношению к волку. Так вот, это. Мы из разных тотемов. Давным давно восточные европейцы принадлежали клану Медведя, а западные – клану Волка.
( под кутом большие фото )