пофилософствовать
May. 27th, 2023 09:06 pmЗаранее извиняюсь, тема, в общем-то, глупая.
Еду тут, слушаю местное музыкальное радио, где почему-то перемежают Прокофьева с Шостаковичем, добавляя еще что-то "дорогой длинною да ночью лунною" и таки Периколу - и думаю, а вот что это такое, почему я и в школе, и в университете покупал абонемент в филармонию (точнее даже в филармонии), и ходил туда регулярно - а больше никого и не знаю, кто бы тоже ходил. Вот мы же в школе были такие интеллектуалы, да? Ник, уговоривший меня переводить вместе Шекспира, Витя Эзергайль, занесший к нам в питерский интернат дух Европы (о! Витя привнес джаз; чешскую вариацию Колтрейна), Кротов, который в нашей иерархии был самым грамотным - но ни в филармонию, ни в эрмитаж не особо-то хаживал (а точнее, никогда).
Более того, на нас, понаехов, свысока смотрели наши училки литературы. Ну и, училки. Вы вообще-то в филармонию ходили? В Эрмитаж? В Кировский? (Это так тогда Мариинку называли.) А хрен там. Только носом вертеть перед понаехавшими из глуши школьниками.
Не, ну почему я, понятно; я принюхался - и подсел. И в Париже, и в Мадриде, и в Барселоне меня интересуют музеи, а не еда. Еда и в Лас Крусесе (Нью Мексико) хороша. И самому можно сделать. А симфонию сам не сделаешь. И картину Пикассо.
Так вот, и почему так? Да, я таскал своих детей в Эрмитаж. В филармонию - думаю, не больше пары раз. Но ну и что? Меня тоже никто в Эрмитаж и в филармонию не таскал; я сам. Кто мешал моим детям ходить туда самим? Кто мешал моим друзьям? Кто мешал моим учителям? Почему из всего класса английский в конце концов освоил один я? (Это сейчас все врубаются в английский только так, слава те господи, а у меня ушли годы, вот те самые годы безвременья). Уже не говоря об испанском. Что с французским только сейчас пошло - это я уже виню французский. Таки специфический язык. Только что щелканья языком нету, как в иных африканских, или тех прибамбасин, что в навахо и родственных ему (I bet, вы не произнесете "правильно" слово "Сиэтл". Если, конечно, не знаете местных языков.)
Но я не о том. А просто вдруг начал свысока смотреть на людей, на которых скорее снизу смотрел большую часть жизни, ну или на равных. А потому что. Каждый сам себе это.
И еще, кстати. Если вы хотите серьезно вникать во что-нибудь типа культуры пушкинской эпохи, так вы должны не только понимать французский, на котором тогда разговаривали дворяне, но и прочитать, скажем, Опасные Связи, которые были в основе культуры 20-х (19-го века) не только Западной Европы, но и Западной России. Тогда и Евгений Онегин ваш будет читаться в контексте, а не на уровне "зима, крестьянин торжествуя".
Вот это вот дремучее невежество.
Я когда в Питер приехал, в 15 лет, у меня прочитаны были только, э, сборники фантастики, все 15 томов Жюля Верна, ну и тому подобное. Все открывалось уже потом. Десятилетиями. Нет, Божественную я начал читать уже в 16 лет. Но... но столько времени упущено было. А многими моими друзьями - упущено навсегда.
К собравшимся, к многим, это тоже относится. Живем-то однова.
P.S. О чем этот текст? О том, что надо осваивать культуру и открывать мир. Всю жизнь.