juan_gandhi: (Default)
[personal profile] juan_gandhi

 Ну вот, и настал 1986-й год. Представьте, в начале 86-го мы и не знали, что это вообще за год будет. Комету уже забыли; сидели работали, у нас было все хорошо. В середине апреля я поехал в Речицу на очередные испытания. К тому времени я был большой любитель правильной езды в командировку. С собой брал чайничек, чтобы не у проводника брать его химикаты, а самому заваривать; от проводника только кипяток, и то, если в нашем вагоне нету, так можно в другом взять. 

Мы поехали с Колей Акимовым и с Филатовым. А еще я взял велосипед. К тому времени я стал завзятым велосипедистом; попробовав годик погонять на "Чемпионе", который мне давал на время Вова Чернов, наш же коллега, и муж Валентины Юрьевны, я уже понял, что не могу без велика, как Ватсон без трубки, и купил себе велик на велорынке, 70 рублей стоил. На трубках, да. Трубки у меня регулярно прокалывались, но я насобачился их чинить - разрежешь лезвием, заклеишь, потом зашиваешь, и клеем, и все норм. 

Вот, и я погрузил свой велик в отсек для багажа (мы ж в купейном ехали, чо), и с комфортом так.

Вообще моя идея была поехать посмотреть фрески Исачёва в Мозыре (или в Бобруйске? Нет, в Мозыре).

Так что в один прекрасный выходной я сел да попилил по Беларуси. Ну что, дороги ж там прекрасные, и водители тоже. Но почему-то я странным образом себя сдерживал от шальной мысли - свернуть в последний момент под какой-нибудь встречный МАЗ - и закончить все это, быстро и легко. Стоило каких-то трудов уговаривать себя, что не. Не. И нет, это не выглядело как желание покончить с собой. Это было желание покончить со всем этим. Ну как бы поднадоело все. Но не, уговорил.

Приезжаю это в Мозырь, заявляюсь в церковь. А там бабка, и бабка меня не пускает! Говорит, в велоштанах в церковь не положено! Да бля. Ну вот чо. Да ничо. Так я и не посмотрел на фрески Исачёва. (Впрочем, сейчас-то я Исачёва квалифицирую как голимую попсу - но тогда все говорили ему "вау"). К тому времени Исачёв как раз умер. Ну не будем, ладно.

Так что вернулся впустую.

А 22 апреля приезжаю такой на буровую - тишина. Буровая стоит. Что такое? А у нас лимиты на электричество кончились. Бля, а мы ж испытания не закончили, нам еще три дня. Стал звонить местному начальству. А хер там. 22 апреля, День Рождения Ленина. Все эти бляди стоят у памятника и Возлагают Цветы. Ни до кого не достучаться. Ну стал звонить в Питер. Там Исак Матвеевич шухер поднял, позвонили в Мингео; из Мингео позвонили в Минэнерго; короче, когда эти бляди возложили все цветы и допели "Ленин Всегда Живой", у нас уже было электричество, и мы продолжили наши испытания.

25-е был последний день испытаний; Филатов то ли слегонца пьян был, то ли чо; короче, наша система говорит, мол, для оптимальности нужно 110 оборотов в минуту и нагрузку на долото 41 тонну. Это, конечно, все как-то слишком - но программа считает, что нет. Ну и Филатов бурмастеру такой - ну чо, давай! Мастер тоже был подвыпивши, и разрешил это дело. Буровая (125 тонн, не забываем) вся такая затряслась, как будто у нее оргазм, с диким грохотом (как море Чёрное к изголовью) - бубум-бубум! Мы так секунд десять побурили - и прекратили эксперимент. Нахуй-нахуй, сказал бурмастер. Но опыт получили. Получили, да.

Короче, на этом наши испытания завершились, и на следующее утро мы на электричке в Гомель. Ну или там дизель, а не электричка, не помню уже. 

Ну и вот у меня велосипед с собой; можно по Гомелю поездить (там красивый берег, и вообще ничо такой город; рынок тоже занятный) - а мне лень. Лень! И я четыре часа просидел в зале ожидания вокзала, читая книжку. Думаю, так я типа спасся. Потому что в то утро больше всего и выпадало радиоактивных осадков. Если б я ими там надышался, за четыре часа, я б тут уже давно ничего не писал. Как Рома Пронюк.

Ну и вот, и приезжаем вы в Питер; на следующий день на работе Коля Виноградов задвигает байки, мол, слышали, по Бибиси говорят, какой-то взрыв на атомной электростанции.

Я много лет думал, что был соучастником этого советского бардака, что требовал энергию, и был отложен ремонт, и т.д. Нет, я тут ни при чем; выяснил постепенно. Но ощущение ответственности как-то осталось.

К концу мая в общем-то все уже начали понимать масштабы - и наш профсоюз, или, наверно, наше КБ, вытащило всех детей сотрудников Речицкого отделения, в наш пионерлагерь "Чайка". Речицкие родители отнеслись к этому с пониманием и энтузиазмом (что вообще-то для них редкое явление; обычно тупизна зашкаливала - с нашей точки зрения). Детей привезли; тут же в баню на Дегтярной - т.к. на вокзалах везде были блок-посты, всех меряли на радиацию. На Мытнинской у них отобрали сандалики, а у некоторых и майки. Ну и там дезактивация, с каким-нибудь дегтярным мылом, вы ж понимаете. Короче, шок у детей; они-то думали (и им по телевизору говорили), что все под контролем.

В лагере "Чайка" им тоже не то чтобы понравилось. Во-первых, нет борща в меню. Во-вторых, заставляют бегать босиком на озеро, и там купаться. Так что пошли письма родителям, с жалобами. Меня отправили в лагерь разбираться. Ну что, я там нашел Асю (а она большая фанатка была этого лагеря); с Асей договорились, что она возьмет шефство над речицкими (да она уже там подружилась с некоторыми); поговорил и с речицкими детьми. Ну вот им все тут чуждо было.

Ну и стали поодиночке приезжать родители и забирать своих детушек. Последним приехал Рома Пронюк; он забрал не только Машу, но и всех оставшихся детей. Ну что ж. Родители, это их право. Если они хотят... Я проводил их; на прощание угостил всех мороженым в мороженице. Что ж поделаешь.

Наши туда, в Речицу, все равно ездили; возили из нашей гражданской обороны приборы ДП-5. В Речице их вскоре отбирала гебня. Что интересно - а гебня-то откуда знала? А им кто-то из этих идиотов доносил же.

В конце июня где-то решило начальство отправить туда в командировку Наталью Ивановну. Я тут взбеленился. Вы чо, сорокалетнюю женщину отправлять в радиоактивную зону? А если у нее потом будет рак, это кто будет отвечать? Ну и поехал я вместо нее.

В Речице уже народ как бы что-то понимал. Все знали, что вдоль Днепра, в кустах, полно дохлых птиц. Что радиация. Прибор как раз был у нас, и мы померяли везде; самое радиоактивное было - низ штанов Ромы Пронюка. Потому что он все выходные на даче проводил. Говорил - "землянику я сам ем и детей кормлю". Через несколько лет Рома умер от рака. Дети вроде бы нет.

Нет, не особо-то понимали. Их там отправляли в колхоз, в Хойницкий район, сено убирать. На мой вопрос - а не охуели ли вы, отвечали - "кто-то же должен это делать!" И там когда главный инженер Малин уехал к себе на историческую родину в Подмосковье, с семьей, его шибко осуждали, как предателя полигона, или что-то такое.

На полигоне начальник был человек умный и деловой. Там регулярно бульдозером сгребали небольшой верхний слой почвы, так что в общем-то ничего так уровень был. Ну 300. А в лесу уже тыща (забыл чего, микроретген в час?). Я там, увидев спелую рябинку, хотел сорвать ягодку. Меня остановили коллеги.

Ну и вот так вот. Ну я-то ладно, соблюдал. А потом после меня ездил Лев Михайлович; я думал, ну чо, физик, знает, как с радиацией дело иметь. А он бегом бегал от гостиницы до полигона, по обочине дороги. Ну Лёва, ну! Впрочем, ему от этого ничего не было.

В Питере мы тоже все меряли. Самое радиоактивное в Питере было - бороды у бородатых, да подоконники.

В августе у меня был отпуск; я в этот отпуск поехал попрограммировать по контракту, в Новороссийск. Там я жил один в гостиничном номере (редчайшее, по советским стандартам, явление), и работал в офисе с видом на бухту (не на Цемесскую, та дальше). Программировал на PL/I, ну и все такое. Для меня это был отпуск. Утром на пляже, читал документацию и планировал код; потом обед, офис, работа. Вечером шел от офиса в гостиницу, вдоль набережной, мимо пирсов, где стояли туристические суда (cruise liners). Т.к. софтяру я забацал быстро, и все у меня было готово, зашел раз на морвокзал, посмотреть, не покататься ли мне по Черному морю.

Там стоял такой красивый, кремовый такой, пароход. На палубе стояли толстые важные тетки; выпятив губу, смотрели на меня сверху вниз. И я понял, что с этой шушерой мне совершенно не по дороге. Махнул рукой, сказав - этот пароход мне нахер не нужен.

Пришел в гостиницу, включил бибиси на приемнике, постирал белые штаны (я их каждый день стирал), сбацал какую-то еду. Тут поднялся штормяга, ветром захлопнуло окно, оторвало антенну от приемника (я использовал телевизионную).

А утром в гостиницу стали поступать первые спасшиеся. С остановившимся взглядом, смотрящим куда-то поверх, на горизонт; босиком, вымазанные в краске. Толстых теток не было; спасшиеся были все здоровые молодые люди. Теток не было.

 

Вот эти два случая сильно изменили мой менталитет. Мне стало как-то стыдно своей нахрапистости. Как-то с тех пор я стараюсь, действительно, избегать последствий действий. Конечно, мое махание рукой не приводит к гибели сотен людей - но в душе-то именно так. Ты махнул рукой, а они умерли. Вот и стараюсь с тех пор скорее молиться, мысленно, за здравие. Не помогает, конечно. Не помогает.

 

Date: 2020-08-24 02:29 am (UTC)
archaicos: Шарж (Default)
From: [personal profile] archaicos
> не при чем
ни

> ссуда
суда


Во дела были там.

Date: 2020-08-24 03:00 am (UTC)
fatoff: What? (Default)
From: [personal profile] fatoff
1986, весна? Ещё немного, и ветер Чернобыля. Туда.

Date: 2020-08-24 03:40 am (UTC)
chuka_lis: (Default)
From: [personal profile] chuka_lis
ничего себе.
история глазами очевидца..

Date: 2020-08-24 04:49 am (UTC)
From: [personal profile] a2is
> Ты махнул рукой, а они умерли.

Нет. Ты с ними просто попрощался.

Date: 2020-08-24 05:15 am (UTC)
ya_miranda: (Default)
From: [personal profile] ya_miranda
Ого(
Хорошо, когда вообще можно проверить.
Если что, мне 10 лет казалось, сто из-за меня человек из окна прыгнул, и только потом сказали, что нет.

Но убиться можно, мы такой системы распределения того-сего уже не застали .

Date: 2020-08-24 06:13 am (UTC)
realwired: (Default)
From: [personal profile] realwired
летом 87 провел несколько месяцев под Гомелем, у нас там вахтовый городок был. а еще была земляника на полянках в ближнем сосновом бору. нет, не земляника, а ЗЕМЛЯНИКА! красным ковром. а запах... лето было диво жаркое и солнечное, и нагретая солнцем ягода благоухала как не в себя. ощущение жадности и жалости к себе - такое чудо и НЕЛЬЗЯ - помню до сих пор. потом посмотрел по карте - 5 кюри на километр. ночью конечно не светилось, но ягоду правильно что не ел

Date: 2020-08-24 08:00 am (UTC)
vit_r: default (Default)
From: [personal profile] vit_r
Но почему-то я странным образом себя сдерживал от шальной мысли - свернуть в последний момент под какой-нибудь встречный МАЗ - и закончить все это, быстро и легко.

Совершенно нормальные мысли. Особенно активны в пубертате и в кризисе среднего возраста. У философов это переводится в заумные вопросы "Зачем живёт человек? В чём смысл жизни?" и пр.

Date: 2020-08-24 03:34 pm (UTC)
vit_r: default (Default)
From: [personal profile] vit_r
"Нормальное" -- это не "хорошее", а "естественное". Трагедии бывают, когда люди это как что-то особенное воспринимают, а оттого не могут справиться.
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> Нормальные?! У меня в те поры такое бывало, но на то было и основание

"Основание" заключается в том, что естественный отбор оптимизирует склонность организма к самоуничтожению таким образом, чтобы малая доля популяции (например, 1%) завершала жизнь самоуничтожением.
Увеличение доли самоуничтожившихся - напрямую ведет к снижению шансов в конкурентной борьбе.
Уменьшение доли самоуничтожившихся [до нуля] - косвенно ведет к снижению шансов генов в конкурентной борьбе (увеличение опасности больного организма навредить окружающим [с похожими генами], снижение вероятности организма пожертвовать своей жизнью ради окружающих, ...).

В результате, большинство организмов рассматривают целесообразность самоуничтожения в некоторых ситуациях, но подавляющее большинство (~99%) -- отклоняет идею самоуничтожаться.

Date: 2020-08-24 08:08 am (UTC)
vit_r: default (Default)
From: [personal profile] vit_r
Конечно, мое махание рукой не приводит к гибели сотен людей - но в душе-то именно так.

После жизни в бандитском Питере девяностых как-то спокойнее отношусь. Случись что -- они не помогут, даже не заметят.

Date: 2020-08-24 08:35 am (UTC)
norian: (Default)
From: [personal profile] norian
> Филатов бурмастеру такой - ну чо, давай! Мастер тоже был подвыпивши, и разрешил это дело

собсно чернобыль так и йебанул - не в смысле подвыпивши, а в смысле ну чо давай

Date: 2020-08-24 08:59 am (UTC)
utochka: ШЁЛКОВАЯ УМНИЦА (Default)
From: [personal profile] utochka
>Толстых теток не было; спасшиеся были все здоровые молодые люди. Теток не было.

Правда утонули?

Date: 2020-08-24 03:34 pm (UTC)
From: [personal profile] saccovanzetti
ето был адмирал нахимов?

Date: 2020-08-24 04:27 pm (UTC)
utochka: ШЁЛКОВАЯ УМНИЦА (Default)
From: [personal profile] utochka
Интересно как.

Date: 2020-08-24 12:06 pm (UTC)
zakrit_dver: (Default)
From: [personal profile] zakrit_dver
Да, у каждого свои скелеты в шкафу.

Date: 2020-08-24 12:31 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Вот, если правда из-за тебя кто-то... то реально тяжело жить потом. А, если не правда, то не надо придумывать. ИМХО, это лишнее.
Хотя молиться, оно, наверное правильно, хотя и не помогает.

Date: 2020-08-24 02:10 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman

И это верно. Но, я думаю, вредно винить себя в том, в чем ты не виноват. Конечно, нужно быть осторожным, это правда. Иногда случалось наступать людям на мозоль, совершенно не понимая этого...

пн, 24 авг. 2020 г. в 17:02, juan_gandhi - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org>:

Date: 2020-08-24 04:26 pm (UTC)
punk_floyd: (Default)
From: [personal profile] punk_floyd
запутался в хронологии
вы в то время из Питера в Гомель, в Речицу ездили, или жили в Белоруссии?

"Быстро и легко"

Date: 2020-08-24 06:20 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> свернуть в последний момент под какой-нибудь встречный МАЗ - и закончить все это, быстро и легко

Без предварительных тренировок - можно легко ошибиться, получить удар по касательной (водитель МАЗа же тоже может уворачиваться), после чего еще 20 лет [до смерти] проваляться в парализованном виде.

"Optimal" vs usual?

Date: 2020-08-24 06:40 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> для оптимальности нужно 110 оборотов в минуту и нагрузку на долото 41 тонну

А обычно сколько оборотов в минуту?
И какая была обычно нагрузка на долото?

Re: "Optimal" vs usual?

Date: 2020-08-24 08:31 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> на глубине 3000 метров я б предположил,

Какое значение имеет глубина 3000 метров?
Повышенная температура (которая размягчает сталь)?

что 30-70 оборотов более гуманно; а нагрузка - от 2 до 10

А если 70 оборотов, но нагрузку на долото -- 41 тонну (рекомендованные программой)?
Вы так пробовали?

Или, наоборот, 110 оборотов в минуту, а нагрузку - в 2 тонны.

Date: 2020-08-24 06:45 pm (UTC)
From: [personal profile] caztd
жжжесть.. куда нам там молодым до такого опыта...

Физик и радиация

Date: 2020-08-24 06:47 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> А потом после меня ездил Лев Михайлович; я думал, ну чо, физик, знает, как с радиацией дело иметь. А он бегом бегал от гостиницы до полигона, по обочине дороги. Ну Лёва, ну!

Чем Лёва объяснял свое пренебрежение к радиации?

Re: Физик и радиация

Date: 2020-08-24 08:34 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> Взрослый человек, знает, что делает.

Взрослый человек далеко не всегда знает, что делает.
Учитывая серьезную опасность для жизни, я бы постарался настоять на объяснении. Ну а дальше уже, конечно, его дело.

Адмирал Нахимов

Date: 2020-08-24 07:22 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
~~~~~~
https://juan-gandhi.dreamwidth.org/1102971.html?thread=9209211#cmt9209211
Date: 2009-10-07 07:03 (UTC)
26 апреля 1986 года я был в Речице. 1-го сентября того же года я провожал в последний путь теплоход "Адмирал Нахимов" (я не знал, что он последний).
~~~~~~
https://juan-gandhi.dreamwidth.org/4789427.html?thread=129101491#cmt129101491
Date: 2020-06-23 16:44 (UTC)
Приезжаю я в Питер из Новороссийска, сентябрь 1986-го. Я как раз видел этот пароход, "Нахимов", перед тем как он потонул. Прихожу в соседнюю контору, пытаюсь приятелям рассказывать это все. А они не только не в курсе, но все это совершенно пролетает мимо ушей. Мимо. Ну ладно, хрен с ними. Но тут заходит Миша Л., и громким голосом начинает рассказывать ужасные вести, что он только что слышал, ну типа по бибиси. Все замерли и слушают. Я был в восторге, конечно, наблюдая такое явление природы.

Так и здесь. Может быть, надо орать погромче, не знаю.
~~~~~~

А еще, про "толстых теток" на Нахимове ты несколько лет назад писал, но я, почему-то, не могу найти.

Re: Адмирал Нахимов

Date: 2020-08-25 06:32 pm (UTC)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
Спасибо. Но в этой гитхабной статье про утонувших теток на теплоходе Нахимов -- нет. Есть только про геологию.

Re: Адмирал Нахимов

Date: 2020-08-25 09:33 pm (UTC)
stepan: (Default)
From: [personal profile] stepan
А вот ещё прошлогодняя версия почти то же самое про Чернобыль: https://www.facebook.com/vlad.patryshev/posts/10158276175114672
Только почему-то баня там не на Мытнинской, а на Дегтярной =)
dennisgorelik: 2020-06-13 in my home office (Default)
From: [personal profile] dennisgorelik
> Только почему-то баня там не на Мытнинской, а на Дегтярной =)

Я за таким уровнем деталей, в данном случае - не слежу.
Вероятно потому, что в Петербурге никогда не жил.

Date: 2020-08-25 05:41 pm (UTC)
From: [personal profile] jamhed
> Пароход «Берлин» был построен в Лоббендорфе (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года

Это ж надо какой долгожитель.

Profile

juan_gandhi: (Default)
Juan-Carlos Gandhi

July 2025

S M T W T F S
  12345
6789 1011 12
131415 1617 1819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2025 05:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios