моя жизнь в геологии - 8
Aug. 22nd, 2020 11:21 amМы к тому времени уже так широко простирали руки в дела человеческие. Наши ездили в Казахстан на буровую, инсталлировать нашу систему. Там наших кормили пловом, с рук хозяина. Слава те господи, я туда не попал, потому что чо, потому что я б не взял с рук.
Другое дело Полтавская область; ох! Это ж такая красотища, холмы, rolling hills, как в Кентуках (и под Петалумой). И памятник Сковороде; ему я тоже поклонился. Но был я тогда в командировке меньше суток - что-то спешил очень тогда. Киев-Полтава-буровая, пофиксил систему, заночевал в вагончике, утром обратно. Обычно, конечно, надольше ездил.
Зато появились какие-то потенциальные то ли конкуренты, то ли смежники. Петя, высокомерный кандидат наук из Керосинки (так "Губкина" московского кличут) - он такой нарисовал программу, чтобы наклонное бурение визуализировать, и хотел нам помочь наклонное визуализировать тож, а то ж мы такие лохи, бурильщики-технологи, в науке не понимаем. Хотя к тому времени моя жена уже запрограммировала эту визуализацию, все три проекции. Что у нас народ с матмеха, это мы не рекламировали как-то, но было дело.
Петя показывал мне на экране проекции, а я спрашивал, почему у него отклонители такие борзые, что бурильная колонна (он ее, наверно, в жизни не видал) вдруг резко (не гладко) идет вверх, потом опять переламывается и идет вниз? А, говорит, это у меня реальные данные с реальной буровой. Ну, Петя, хуевые у тебя данные. Ну понятно, мы для него лохи, а он для нас. Обычное дело в практике программирования.
В Твери (этот город имел какое-то советское название, но я его успешно уже забыл) тоже были какие-то конкуренты, якобы. Как и в случае с Петей, их конкурентоспособность заключалась в относительной близости к Москве и министерствам. Они изготовляли систему для анализа каротажа.
Что такое каротаж - это сбор данных вдоль скважины. Вы опускаете какой-нибудь прибор и измеряете что-нибудь, например, магнитное поле. Я в этом не разбираюсь, но записать в базу данные такого рода - да нет проблем. Ха, кстати, о базе. Ну ладно, потом.
Ну и вот, и эти люди, в тверском НИИ, стали все это дело программировать. На ассемблере, конечно, потому что они же крутые. Но как же все это программировать, если нету Операционной Системы? А ее не было, такой, чтобы их удовлетворяла. И они стали писать ОС. Назвали ее ОСКАР - "операционная система для каротажа". Понятно, что следующие пять или даже десять лет они будут писать эту "операционную систему", в процессе меняя концепции и защищая диссертации.
Над нами эти тверские учоные смеялись. Ишь, мол, выдумали, на фортране писать систему реального времени. У вас же, говорили они мне, ЭВМ постоянно занята вычислениями, "фортран же медленный". А чем она должна быть занята, недоуменно спрашивал я? Простаивать в таймаутах? Но они в ответ лишь качали головой. Что наша система уже работала если не во всех, то в некоторых уголках СССР, для них это было не аргумент. Лохи же программировали. На фортране, ха-ха-ха.
Таких учоных я встречал и встречаю всю жизнь. Сейчас у них вместо ассемблера С++ и, извините, Хаскель.
Впрочем, как мне тогда было пох, так и сейчас. Раньше я только смеялся циничнее.
В 1985-м нам обещали комету Галлея. У нас в Питере ее было не посмотреть; надо было ехать поюжнее и глядеть на нее в ранние утренние часы. Мне было что-то любопытно; поглядеть на нее и попытаться понять, чем нам эта комета грозит (неужели в СССР что-нибудь изменится? Амальрику я не верил, да и 1984-й уже прошел). Самое подходящее место была как раз наша буровая в Речице; вот я и поехал. Ну там, опять же испытания; у нас в Речице все время были испытания второй очереди системы. К тому времени доставка "очереди системы" была совершенно тривиальным действием - берешь бобину ленты и везешь. При этом еще я где-то за мои драйверы наменял маленьких бобин, удобно в портфеле. Да и у нас в конторе наш механик Юра насобачился изготовлять маленькие бобины. Так что таскать большие хренации не было нужды. Ну вот, и я поехал, и Филя поехал (в смысле, Филатов), и потом еще наши подъехали.
Шура, например, с женой, балериной, и с ребенком, и с Аришкой заодно. Шура, т.к. назарабатывал денег у себя там в Магадане, так он купил машину, и припилил на машине, вот, с пассажирами. Жена его, балерина Ольга, в то время была немножко популярна в массах, т.к. по телевизору ее показывали в какой-то программе производственной гимнастики, где она в заднем ряду, в прикольных штанцах, размахивала ногами и руками.
Вот они все такие приехали, и наши испытания буровой превратились немножко в цирк и карнавал. Т.е. днем мы, конечно, работали, нажимали кнопки и разные режимы, и смотрели, как там оно у нас и чо (а багов-то было довольно мало вообще... я все это валю на то, что программировали женщины; женщины вообще качественнее программируют, но идиотам хакерам это не впаришь), гуляли по окружающему лесу; и я, конечно, однажды под утро надел каску, рукавицы и ватник, и забрался на верхушку буровой - чтоб увидеть комету.
И не увидел. Так я и не узнал, что ж год грядущий нам готовит, 1986-й, и далее. Остался в неведении.
Зато в книжном купил себе книжку "как бросить курить". Меня к тому времени как-то смущало такое идиотское явление, что вот еду я на велике куда-нибудь в Сосново или Васкелово, и каждые 30 км останавливаюсь, чтобы покурить. Мне это казалось нелогичным. А бросить не получалось. Ну вот и купил книжку, ура.
Т.к. с нами был затейник Филя, то в последний вечер наших испытаний мы пошли праздновать. Настолько хорошо праздновали, что я даже не помню, где это было? Дома у Ромы Пронюка? В гостинице "Советская"? И то и то довольно близко к Днепру.
Ну а потом, напившись, мы пошли купаться; Филя сказал, что знает, где тут купаться (в Днепре); мы прошли там чота на какой-то островок отдыхающих, и полезли в воду; полезли почти все - балерина Ольга не полезла и осталась на травке. Странным образом (был конец июня) мы этот Днепр перешли; было не по колено, а ну примерно по пояс. Плавки я замочил, а голову нет. Ну вот блин, да. Днепр, где он? Окей, пошли обратно. Приходим - Ольги нету! Все сразу ломанулись ее искать, по кустам и в воде. А Шура сразу же ломанулся в гостиницу, потому что он эту балерину давно знает (ребенок уже в школу ходит). Через где-то час поисков балерины вернулся Шура; говорит - а, она там, в номере, спит уже.
Ну блин, да.
Шура вскоре эту балерину бросил и женился на Аришке, что было, конечно, очень даже замечательно. (Потом они уехали в Бостон, потом у них завелся стартап... в общем, все у них прекрасно, двое умных людей, рад за них.)
А я с утра, с полного бодуна, я поехал на перекладных (электричках-дизелях) в Киев, точнее, в Головки, под Киевом, где меня ждала семья. Мне было настолько плохо, что я решил - вот! Ура! Подходящий момент бросить курить! И я бросил. По книжке. И с тех пор не курю. Ох тяжело было... если б не книжка, не получилось бы. Потом я эту книжку подарил Любе Варгановой, чтоб она тоже бросила. Но Люба эту книжку потеряла где-то - и курит до сих пор. Откуда я знаю? Да звонил ей как-то недавно.